|
 На главную  Вернуться в раздел «НАПРОЛОМ»
|
Регулируем клапаны... посреди города! Те времена, когда редкие обладатели автомобилей копались в двигателе по ночам в собственном гараже, безнадежно прошли. Сейчас большинство автовладельцев на техобслуживание ездят в сервис, тем более, если речь заходит о регулировке клапанов газораспределительного механизма. Если неправильно выполнить данную операцию, можно поплатиться прогоревшим клапаном, а то и поломками посерьезней. Что уж говорить о тех, у кого нет не только знаний, но и гаража? Затея произвести регулировку клапанов на свежем воздухе в городской черте – поначалу кажется сумасшедшей. Во-первых, вскрывать двигатель и снимать достаточно серьезные устройства посреди города ради сервисного обслуживания сложно и неудобно, во-вторых, через снятую клапанную крышку вовнутрь силового агрегата могут попасть пыль, листья и прочие нешуточные загрязнители. Добавим сюда невозможность уехать, а стало быть, полную беспомощность автомобиля и получим дико экстремальные условия, которые мы и выбрали для очередного тестового техобслуживания «ВАЗ-2106». Производить регулировку клапанов рекомендуют через каждые десять тысяч километров пробега. Ездить в сервис – значит оставлять лишние деньги. Гаража для обслуживания авто нет, как нет и специальных устройств для регулировки. Все, что имеется в наличии – гаечные ключи на «10», «13» и «17», отвертка и стандартный щуп толщиной «0, 15 мм». Возможно ли при таких условиях справится с регулировками внутри двигателя? Для столь странной махинации мы приехали на уже знакомую площадку перед производственным предприятием (здесь мы меняли масло в редукторе моста) и недолго думая начали с отворачивания гаек корпуса воздушного фильтра. Его лучше демонтировать полностью, потому что снимать клапанную крышку мешает как сам фильтр, так и шланг отвода картерных газов, присоединенный к его корпусу. По инструкции, после снятия корпуса воздушного фильтра, , колодцы карбюратора следует закрыть «технологической заглушкой». Вполне вероятно, что на СТО действительно существуют некие приспособления для защиты открытого карбюратора от загрязнений, но в нашем случае «заглушкой» становится крышка от небольшой картонной коробки. После демонтажа корпуса воздушного фильтра, преградой для снятия крышки остается тяга воздушной заслонки карбюратора. Она крепится к ушку заслонки при помощи маленького болтика, который откручиваем гаечным ключом. Тяга в оболочке очень хорошо пружинит и плохо видна из-за своей тонкости. Это грозит серьезными травмами, поэтому лучше надежно закрепить ее, отведя в сторону. После корпуса воздушного фильтра, приступаем к отсоединению рычажка тяг карбюратора. Его опора находится на клапанной крышке. Фигурный рычажок держится на опоре за счет маленькой стопорной шайбочки, которая при небрежном отношении грозит улететь в недра капота. Теперь предстоит долгое откручивание восьми гаек, некоторые из которых находятся в труднодоступных местах. После этого можно снимать клапанную крышку. Сделать это непросто. Казалось бы, полностью свободная крышка, ни в какую не снимается с двигателя, только приподнимается и перекашивается в поперечной плоскости. Это происходит из-за того, что как следует поднять ее мешает жгут проводов, а сдвинуть в сторону не дает корпус распределительного вала. Борясь с крышкой, следует помнить, что кроме жгута проводов и шланга усилителя, здесь же, у стенки, проходит тонкий металлический трубопровод тормозной системы, который рискует быть перебитым, а под крышкой провисает резиновая прокладка, которую хочется сохранить целой. После того, как крышка снята, приступаем к непосредственной регулировке клапанов. Напротив каждого клапана есть две гайки. Большая нижняя - контрольная, верхняя, которая поменьше, - регулировочная. Сначала вставляем регулировочный щуп, толщиной 0,15 мм, под корпус распределительного вала над гайкой клапана. Если он входит с легким защемлением, значит с зазором все в порядке. Если же ход щупа свободный или он не влезает вообще, нужно регулировать. При свободном ходе щупа, регулировочную гайку закручиваем, при слишком маленьком зазоре - откручиваем. После того, как зазор в клапане станет нормальным, не забываем затянуть нижнюю контгайку. Одновременно с этим, готовимся прыгать на двигатель и закрывать его, если сверху начнет что-то падать. Падать могут начать: листья, пыль, дождь (снег), мусор, развеянный ветром, наконец, грязь с одежды. Пока проводятся работы, все снятые с машины предметы лежат в салоне. А куда еще деть достаточно большую клапанную крышку, массивную «кастрюлю» воздушного фильтра, красивое оранжевое кольцо фильтрующего элемента? За перечислением крупногабаритных вещей, не стоит забывать о мелком крепеже, которого предостаточно. Гайки крепления клапанной крышки со специфическими шайбами, куча гаечек и шайбочек от воздушного фильтра, потерявшиеся на просторах автомобиля, способны доставить кучу неприятностей при сборке. Причем неприятности могут быть настолько серьезные, что не получиться не то что уехать, а даже запустить двигатель. Если же все собрано верно, двигатель запускается легко. Если при этом еще и хорошо отрегулированы зазоры клапанов, исчезает их потрескивание и, как следствие снижается шум мотора. Именно это и показала пробная поездка. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВОГО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ: Если застучали клапаны, это не повод обращаться в сервис. Их регулировка сложна не методикой проведения, а скорее психологическим барьером. Именно то, что клапаны находятся не где-нибудь, а в двигателе, заставляет многих усомниться в своих способностях. Между тем, даже не имея специальных условий, регулировку клапанов газораспределительного механизма можно выполнить, не прибегая к услугам специалистов и не тратя деньги на оплату их работы. Наша традиционная оценка по пятибалльной шкале максимальна – «5». Но это не повод падать в обморок. Сложность работ заключается в изобилии мелкого крепежа, а, следовательно, трудностей в его сбережении, и в необходимости прикладывания больших усилий при манипулировании контргайками регулировочных болтов. Чтобы избежать «напряга» лучше использовать ключ на «17» с как можно более длинной ручкой или применить надежный «удлинитель». ЧТО НАМ ПОТРЕБОВАЛОСЬ: — Гаечные ключ на «10», «13» и «17» — Обычная отвертка — Щуп для регулировки клапанов газораспределительного механизма толщиной 0,15 мм СОВЕТЫ: — Регулировать клапаны лучше при температуре окружающей среды около +20 градусов. В противном случае необходимо учитывать разницу температур. Отрегулированный по нормативу зазор при нагреве двигателя уменьшится за счет расширения материала, и клапан может «автоматически» оказаться «перетянутым». — Не стоит сильно затягивать гайки крепления клапанной крышки двигателя, в страхе перед масляными течами. Это может привести к совершенно обратному результату. Напротив, при слегка затянутых гайках масло удерживается прокладкой. |
|
||||||||||||||||||
Сайт www.srb-auto.narod.ru   Улучшаем авто – недорого и эффективно   srb-auto@yandex.ru   |